>

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25 компенсирующего вида" г. Мончегорска

Сведения об образовательной организации
Детям и родителям
Главная » 2024 » Январь » 23 » Логика и развитие речи дошкольников
20:52
Логика и развитие речи дошкольников
Когда ребёнок достигает шестилетнего возраста, большинство родителей задумываются над тем, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе; ведь современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, некоторые из них читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий и, следовательно, в их осмыслении и запоминании, в установлении причинно-следственных связей.
Одна из распространённых причин такого положения - недостаточное развитие у детей словесно-логического мышления, которое начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения.
Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в патологии. Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления, так как именно в этот период жизни интенсивно развивается связная речь,
обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.
Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, ребёнок сможет научиться:
• сравнивать предметы друг с другом;
• классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить "лишний" предмет, который не входит в данную группу;
• узнавать предметы по описанию;
• определять последовательность событий;
• рассуждать о противоположности признаков и явлений;
• целенаправленно запоминать;
• творчески мыслить;
• строить умозаключения.
При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника. Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно-логические упражнения и задания помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
"Во что превратится?"

Всадник без лошади- ?
Дерево без веток - ?
Самолёт без крыльев -?
Книга без страниц - ?
Сад без деревьев - ?
Карандаш без грифеля - ?
Диван без спинки - ?
Подушка без перьев - ?
Стол без ножек - ?
Спички без серы - ?

"Подбери пару"
Стрелка - часы, колесо - ?
Вулкан - извержение, река - ?
Птица - крылья, рыба - ?
Красный - стоять, зелёный - ?
Осень - дождь, зима - ?
Стол - скатерть, пол - ?
Учитель - школа, врач - ?
Человек - руки, кошка - ?
Поезд - станция, самолёт - ?
Писатель - книга, скульптор - ?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы взрослых:
• Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
• Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
• Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
• Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?
Выполнение интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.

"Закончи предложение"
(Закончить предложение, используя союз "чтобы", подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).
• Дети сели в лодку, чтобы _____________________________ .
• Мама надела нарядное платье, чтобы _____________________ .
• Петя закрыл лицо руками, чтобы _________________________.
• Вова взял собаку на поводок, чтобы ______________________ .
• Рабочие привезли кирпичи, чтобы ________________________ .
• Катя подняла с земли птенчика, чтобы ____________________ .
• Папа купил цветы, чтобы _______________________________ .
• Лена размахивала руками, чтобы _________________________ .

"Закончи предложение"
(Закончить предложение, объяснив названное событие. Необходимо использовать союз "потому что" и подобрать по 2-3 возможных варианта)
• Мальчик решил переодеться, потому что ... .
• У Саши заболели глаза, потому что ... .
• Машина резко затормозила, потому что ... .
• Кот выгнул спину и зашипел, потому что ... .
• Маша открыла окно, потому что ... .
• Мама отругала сына, потому что ... .
• Гости весело рассмеялись, потому что ... .
Проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя по улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, в поезде, по дороге в детский сад, на кухне, готовя ужин, и т.д. Доступность заданий и успешное выполнение их придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание возвращаться к ним вновь и вновь.
Выполняя эти интересные задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, это прекрасная возможность подружиться с ним, помочь ему развить его способности и, конечно же, подготовить его к обучению в школе!


Материал подготовила учитель-логопед Максименко О.Л.[/size]
Просмотров: 49 | Добавил: Olga | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки
Вверх
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz