Сведения об образовательной организации | |
|
Главная » 2024 » Январь » 23 » Логика и развитие речи дошкольников
20:52 Логика и развитие речи дошкольников |
Когда ребёнок достигает шестилетнего возраста, большинство родителей задумываются над тем, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе; ведь современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, некоторые из них читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий и, следовательно, в их осмыслении и запоминании, в установлении причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения - недостаточное развитие у детей словесно-логического мышления, которое начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в патологии. Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления, так как именно в этот период жизни интенсивно развивается связная речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать. Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, ребёнок сможет научиться: • сравнивать предметы друг с другом; • классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить "лишний" предмет, который не входит в данную группу; • узнавать предметы по описанию; • определять последовательность событий; • рассуждать о противоположности признаков и явлений; • целенаправленно запоминать; • творчески мыслить; • строить умозаключения. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника. Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно-логические упражнения и задания помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний. "Во что превратится?" Всадник без лошади- ? Дерево без веток - ? Самолёт без крыльев -? Книга без страниц - ? Сад без деревьев - ? Карандаш без грифеля - ? Диван без спинки - ? Подушка без перьев - ? Стол без ножек - ? Спички без серы - ?
"Подбери пару" Стрелка - часы, колесо - ? Вулкан - извержение, река - ? Птица - крылья, рыба - ? Красный - стоять, зелёный - ? Осень - дождь, зима - ? Стол - скатерть, пол - ? Учитель - школа, врач - ? Человек - руки, кошка - ? Поезд - станция, самолёт - ? Писатель - книга, скульптор - ?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы взрослых: • Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки? • Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему? • Почему семеро козлят открыли дверь Волку? • Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул? Выполнение интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.
"Закончи предложение" (Закончить предложение, используя союз "чтобы", подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения). • Дети сели в лодку, чтобы _____________________________ . • Мама надела нарядное платье, чтобы _____________________ . • Петя закрыл лицо руками, чтобы _________________________. • Вова взял собаку на поводок, чтобы ______________________ . • Рабочие привезли кирпичи, чтобы ________________________ . • Катя подняла с земли птенчика, чтобы ____________________ . • Папа купил цветы, чтобы _______________________________ . • Лена размахивала руками, чтобы _________________________ .
"Закончи предложение" (Закончить предложение, объяснив названное событие. Необходимо использовать союз "потому что" и подобрать по 2-3 возможных варианта) • Мальчик решил переодеться, потому что ... . • У Саши заболели глаза, потому что ... . • Машина резко затормозила, потому что ... . • Кот выгнул спину и зашипел, потому что ... . • Маша открыла окно, потому что ... . • Мама отругала сына, потому что ... . • Гости весело рассмеялись, потому что ... . Проведение предлагаемых игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя по улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, в поезде, по дороге в детский сад, на кухне, готовя ужин, и т.д. Доступность заданий и успешное выполнение их придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание возвращаться к ним вновь и вновь. Выполняя эти интересные задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, это прекрасная возможность подружиться с ним, помочь ему развить его способности и, конечно же, подготовить его к обучению в школе!
Материал подготовила учитель-логопед Максименко О.Л.[/size] |
Просмотров: 49 |
Добавил: Olga
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Полезные ссылки | |
|